Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Организация диетического (лечебного) питания в учреждениях образования

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Детский организм отличается от взрослого более интенсивным обменом веществ. Питание оказывает существенное влияние на развитие мозга и интеллект ребенка, на функциональное состояние центральной нервной системы, на процессы роста и развития юного организма, повышает устойчивость организма к различным заболеваниям. Чтобы полноценно развиваться, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в организованных коллективах, то и полноценно питаться они должны здесь же.

В Республике Беларусь сегодня уделяют большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. В настоящее время сложилась определенная система организации питания в учреждениях образования, которая определяет следующие задачи:

- обеспечение детей полноценным качественным горячим питанием;

- формирование культуры питания и навыков самообслуживания;

- отслеживание калорийности и сбалансированности питания;

- развитие здоровых привычек и формирование потребности в здоровом образе жизни.

Для решения этих задач учреждениями образования задействован целый ряд сотрудников. Прежде всего, это работники столовой. На их ответственности находится вопрос приготовления вкусной и полезной пищи.

Для контроля пищеблока созданы две комиссии, работающие каждая по своему плану и выполняющие разные функции. Прежде всего, это бракеражная комиссия. В ее обязанности входит контроль за закладкой сырой продукции и выходом готовых блюд, за условиями хранения полученных продуктов, их реализации согласно срокам. Также советы по питанию, одним из членов данного совета в обязательном порядке являются родители учащихся. В задачи данной комиссии входит выявление причин неполного питания всех учащихся, пропаганда здорового образа жизни, работа технологического оборудования и его исправность, и многие другие вопросы. Проводятся совещания по питанию, где обсуждаются проблемы, выявленные нарушения и другие вопросы организации питания.

Важным является вопрос и организации питьевого режима. В свободном доступе для детей всегда должна находиться питьевая бутилированная или кипяченая вода. А в ассортименте буфета для школьников постоянно в продаже должны предлагаться несколько видов натуральных соков, в том числе с мякотью.

Каждая мама, у ребенка которой отмечается аллергическая реакция на определенные продукты питания, волнуется, сможет ли ее чадо нормально питаться в садике и школе. Меню для таких детей корректируется с учетом рекомендаций врача.

При поступлении в учреждение образования каждый ребенок представляет медицинскую справку о состоянии здоровья, в которой педиатром отмечена необходимая диета либо корректировка в питании. Медицинским работником учреждения выполняется выписка из справок и составляются списки детей, нуждающихся в диетическом (лечебном) питании, которые направляются на пищеблок. В последующем дети получают индивидуально скорректированное питание.

В образовательных учреждениях города Минска среди детей, нуждающихся в диетпитании, чаще встречается безаллергенная диета, диета № 9 (при сахарном диабете), диета №5 (заболевания печени и желчных путей), диета № 7 (нефриты).

Среди детей встречаются и те, кому необходимо лечебное питание. Существует ряд заболеваний, при которых диета является основным способом лечения.

Синдром мальабсорбциисиндром нарушенного кишечного всасывания, обусловленный нарушением всасывания через слизистую оболочку тонкого кишечника одного или нескольких питательных веществ. Лечение в каждом случае должно быть строго этиологическим. Так, при непереносимости сахарозы из пищи исключают продукты, содержащие сахарозу, крахмал (сахар, картофель, манная крупа), а также изделия из муки. При непереносимости лактозы в легких случаях ограничиваются уменьшением количества даваемого молока и ранним введением сахарозы и крахмала.

Фенилкетонурия (ФКУ) — генетическое заболевание, характеризующееся нарушениями обмена фенилаланина. Основа диеты при ФКУ — назначение рационов питания с низким содержанием фенилаланина, источником которого является белковая пища. Из рациона питания при ФКУ исключают продукты животного происхождения с высоким содержанием белка (мясо, птица, рыба, молочные продукты и т. д.).

Целиакия - заболевание, нарушение пищеварения, вызванное повреждением ворсинок тонкой кишки некоторыми пищевыми продуктами, содержащими определённые белки глютен (клейковина) и близкими к нему белками злаков (авенин, гордеин и др.) — в таких злаках, как пшеница, рожь, ячмень и овёс. В лечении решающим является

установление соответствующей диеты.

Атопический дерматит – это болезнь кожи, встречающаяся у людей разных возрастов. Заболевание носит аллергический характер и проявляется в виде зуда, покраснения, шелушения или сыпи на коже. Соблюдение диеты — один из основных способов при лечении и профилактики кожного дерматита. Людям, страдающим таким заболеванием следует исключить следующие продукты: молочные продукты и куриные яйца; овощи, ягоды и фрукты красной и оранжевой окраски; жирные сорта рыбы и мяса; копчености, соленья, острые и жареные блюда; специи, приправы, соусы; сладости, мед, шоколад, орехи. Необходимо сократить потребление соли и сахара.

Очень важно привить культуру питания детей с раннего возраста. Сохранить здоровье подрастающего поколения в процессе получения дошкольного и школьного образования – это важная задача, от которой зависит будущее нации.

Врач-гигиенист

отделения гигиены детей и подростков

ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии

Ленинского района г. Минска» Анна Кошель