Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

18 сентября в Республике Беларусь проводится  Единый День здоровья  на тему

«День здоровья школьников.  Профилактика нарушений зрения».  


Час здоровья и спорта

 

Уже приобретены новенькие портфели, тетради и учебник, и родители пытаются убедить ребенка что-нибудь почитать, повторить, понимая, что после трех месяцев вольной жизни втягиваться в школьный режим будет непросто.

Нужно иметь в виду, что тяжело придется и организму школьника – в частности мышцам и позвоночнику.

Гигиенисты, задумываясь над проблемой нарушения осанки у школьников, вводят все новые и новые мероприятия, направленные на их  профилактику. В санитарных правилах для учреждений общего среднего образования содержатся требования к школьной мебели и  рассаживанию учащихся в соответствии с ростом и состоянием здоровья, к работе за конторкой, а в приложении предлагаются  комплексы упражнений для снятия статического и зрительного напряжения, введено дополнительное учебное занятие – «Час здоровья и спорта».

Предъявляются требования к весу портфелей и школьных ранцев в зависимости от возраста детей. Тяжелые портфели – это риск формирования нарушений осанки, и  чтобы они стали еще легче, изменены требования к весу некоторых учебников, которые  закреплены Гигиеническим нормативом «Показатели безопасности учебных изданий для общего среднего образования», утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь  от 09.03.2015 № 25. Допустимая масса учебника для первоклассника снизилась на 50 г, а для одиннадцатиклассника – на 100г.  Но чаще всего вес портфелей школьников превышает норму  за счет ненужных предметов: учебников и тетрадей с предыдущего дня – у старших школьников, игрушек – у младших школьников. Поэтому родителям нужно следить за содержимым портфелей, чтобы не носить в руках и за плечами лишнего. 

Летом дети бегают, прыгают, играют в подвижные игры. Но вот начинался учебный год – и приходится по 4 – 5, а то и по 6 – 7 часов сидеть за партой в школе, а потом еще делать уроки дома. Родители и учителя  постоянно одергивают своих чад: «Сядь прямо! Спина не держит?» А спина действительно «не держит» - быстро устает, и ребенок непроизвольно начинает сутулиться. Неправильная осанка приводит к искривлению позвоночника. Отсюда и многие проблемы: головокружения и  головные боли, боли в суставах и заболевания внутренних органов. Если устает спина, школьник чувствует себя некомфортно, внимание его рассеивается. В результате дети не могут сосредоточиться и над легкой задачкой сидят целый час или делают в упражнении одну ошибку за другой. Несколько простых упражнений позволяют ребенку укрепить мышцы спины, снять утомление, исправить осанку, и заодно улучшить концентрацию внимания.

Итак, гимнастика для отличников:

 

  1. Упражнение «Улитка» позволяет снять напряжение с позвоночного столба.

Исходное положение – стоя. Не сгибая ноги в коленях, нужно выполнить медленных наклон – сначала прижимает подбородок к груди, потом как бы «скручиваемся» - грудной отдел, поясничный, и приседаем, как будто улитка прячется в домик. И в обратном порядке медленно выпрямляемся – разгибаем колени, выпрямляем поясничный отдел, затем грудной и шейный.

 

  1. Упражнение «Лодочка» способствует укреплению мышц спины.

Исходное положение – лежа на животе, руки вытянуты вперед. Одновременно приподнимаем вытянутые руки и ноги, считаем до шести, возвращаемся в исходное положение. Следим за тем, чтобы голова не задиралась.

Упражнение можно усложнить – поднимать левую руку и правую ногу, затем наоборот – правую руку и левую ногу. Это способствует концентрации внимания.

 

  1. Упражнение «Кошечка» позволяет расслабить позвоночник, снять с него напряжение, сделать более гибким.

Исходное положение – стоя на четвереньках, ноги на ширине плеч. На счет «раз» плавно округляем спину, выгибаемся вверх, следим, чтобы голова была опущена. Считаем до шести, возвращаемся в исходное положение. Затем на счет «раз» прогибаем поясницу, считаем до шести – и снова в исходное положение. 

 

  1. Упражнение «Мостик» укрепляет мышцы спины и развивает гибкость.

Исходное положение – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, кисти рук ставим под плечи. Затем приподнимаем таз, поясничный отдел и выпрямляем руки. Возвращаемся в исходное положение – аккуратно кладем голову на коврик, опускаем руки, затем поясничный отдел и таз.

 

  1. Упражнение «Перекат» поможет помассировать позвоночник.

Исходное положение – сидя, ноги согнуты, руки охватывают колени. Делаем вдох, на выдохе округляем спину, делаем перекат и возвращаемся в исходное положение. Следите за тем, чтобы спина не была прямая, так как можно удариться затылком. Во время выполнения упражнения ноги к груди не прижимаем, оставляем угол между корпусом и ногами.

         Упражнения нужно делать плавно, без рывков. Повторять каждое упражнение не меньше шести раз.

         Возможно, не все получится у ребенка с первого раза, но если заниматься каждый день  по несколько минут, результат обязательно появится – мышцы спины окрепнут, дети станут более гибкими, перестанут сутулиться, будут меньше уставать и лучше учиться.

 

Заведующий отделением

гигиены детей и подростков

ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии

Ленинского района г. Минска»                         Ирина Позняк

 

конт. телефон  291-46-44