Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное расстояние
Цвет сайта
A A A A
Изображения
Дополнительно

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Исследование в действии

 

Упраўленне па адукацыі

адміністрацыі

Ленінскага раёна г. Мінска

 

КОПИЯ

Управление по образованию

администрации

Ленинского района г. Минска

Дзяржаўная

ўстанова адукацыі

“Сярэдняя школа № 36 г. Мінска”

 

Государственное

учреждение образования

“Средняя школа № 36 г. Минска” 

ЗАГАД

 

ПРИКАЗ 

09.2019 № 385

 

 

г.Мінск

 

г.Минск

 

Об организации инновационной

деятельности в 2019/2020 учебном году

 

         На основании пункта 4 статьи 97 Кодекса Республики Беларусь об образовании, пункта 26 Инструкции об организации инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования, утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 г. №251, в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 30.07.2019 №617 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2019/2020 учебном году», приказом комитета по образованию Мингорисполкома от 23.08.2019 №297-ОС «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2019/2020 учебном году», приказом управления по образованию Ленинского района г.Минска от 30.08.2019 № 565 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2019/2020 учебном году»

ПРИКАЗЫВАЮ:

         1. Организовать с 01 сентября 2019 года инновационную деятельность по реализации проекта «Внедрение модели развития предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования на основе технологии «Исследования в действии».

2. Утвердить календарное планирование по инновационной деятельности на 2019/2020 учебный год.

3. Утвердить творческую группу педагогов-инноваторов в следующем составе, определив каждому функциональные обязанности:

Королик С.И., директор школы – общее руководство проектом;

Глушакова И.С., заместитель директора по учебной работе – организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности;

Чуевская Т.А., учитель начальных классов;

Шейман Е.В., учитель начальных классов;

Жгут Л.Р., учитель начальных классов;

Сущиц Л.Э., учитель математики;

Скрыт Ю.А., учитель русского языка и литературы;

Журова Т.И., учитель физики;

Сулковская Е.И., учитель белорусского языка и литературы;

Тюшко Е.Л., учитель географии;

Акулич В.В., учитель иностранного языка.

4. Установить в соответствии с действующим законодательством (Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь №6 от 21 января 2000 г. «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями», приложение №3 «Оплата труда работников учреждений образования» п. 1.3.) с 01.09.2019 по 31.05.2020 повышение тарифных ставок (окладов) работникам, принимающим участие в реализации инновационного проекта:

Королик С.И., директору школы - на 20%,

Глушаковой И.С., заместителю директора по учебной работе - на 20%,

Сущиц Л.Э., учителю математики - на 15% от 20 часов,

Сулковской Е.И., учителю белорусского языка и литературы - на 15% от 17 часов,

Скрыт Ю.А., учителю русского языка и литературы - на 15% от 19 часов,

Жгут Л.Р., учителю начальных классов - на 15% от 17 часов,

Журовой Т.И., учителю физики - на 15% от 24 часов,

Чуевской Т.А., учителю начальных классов - на 15% от 17 часов,

Тюшко Е.Л., учителю географии - на 15% от 18 часов,

Акулич В.В., учителю иностранного языка - на 15% от 21 часов,

Шейман Е.В., учителю начальных классов - на 15% от 15 часов.

5. Заместителю директора Глушаковой И.С. обеспечить реализацию инновационного проекта в соответствии с требованиями Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования Республики Беларусь, утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01 сентября 2011 г. № 251.

 

Директор                                                                   С.И. Королик

Содержание

Титульный лист

Цели инновационного проекта

Информационная характеристика проекта

Кадровое обеспечение проекта

Календарный план

Программа реализации проекта

Обоснование целесообразности реализации данного инновационного проекта (актуальность)

                 Министерство образования Республики Беларусь

                     Комитет по образованию Мингорисполкома

Управление по образованию администрации Ленинского района г. Минска

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 36 г.Минска»

СОГЛАСОВАНО                                           УТВЕРЖДАЮ

Начальник управления                                Директор государственного

по образованию                                               учреждения образования

администрации Ленинского района           «Средняя школа №36

г. Минска                                                         г. Минска                                                      

__________________ Н.Г. Кучинская           ______________С.И. Королик

_________________________2019г.               _______________________2019г.

 

 

 

                                           Инновационный проект

Внедрение модели развития предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования на основе технологии «Исследование в действии»

                                          

                                         Сроки реализации: 2019-2022

 

Руководитель проекта:               Консультант проекта:

Королик Светлана                        Радевич Елена Владимировна

Иосифовна                                     ____________________________

директор ГУО «Средняя

школа № 36 г. Минска»                 начальник Центра профессионального

222101 г. Минск,                           развития и инновацинного образования

ул. Якубова, д. 34                         ГУО «Академия последипломного

тел. +375 17 3795531                     образования»

факс +375 17 3795531                   Телефон: +375 17 2857839

e-mail:                                             E-mail: radevich@academy.edu.by

sch36@minsk.edu.by

 

 

 

                                           Минск

                                             2019

        

Содержание

Цели инновационного проекта

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогических работников посредством их включения в исследование образовательной практики «Исследование в действии» и подготовки к постоянному профессиональному самосовершенствованию в условиях учреждения общего среднего образования.

Задачи:

  1. Разработать систему управления и обеспечить включение педагогов в процесс реализации инновационного проекта «Внедрение модели развития предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования на основе технологии «Исследование в действии».
  2. Обеспечить научно-методическое сопровождение участников инновационной деятельности, содействующее профессионально-личностному развитию педагогов и определению направления их индивидуальных педагогических исследований.
  3. Организовать методическое сопровождение инновационной деятельности для вовлечения педагогов в процесс управления личностно-профессиональным развитием на основе реализации инновационной модели.
  4. Совершенствовать методическую работу, способствующую развитию умения педагогов к исследованию образовательной практики, саморефлексии, профессиональному самосовершенствованию и совместной деятельности;
  5. Организовать процесс формирования и трансляции педагогами инновационного профессионального опыта.
  6. Разработать методические материалы по эффективному внедрению в образовательную практику инновационной модели.

Основной результат - конкурентоспособный, мобильный, обладающий системным, методологическим мышлением педагог, что является необходимым условием повышения академической успеваемости учащихся.

Сопутствующие результаты:

1)    Внедрены новые инновационные формы методической работы, подтвержденные результатами научных исследований и эффективной образовательной практикой в учреждениях образования;

2)    Усовершенствована система диагностики педагогических умений, направленных на освоение методического подхода «Исследование в действии»;

3)    Определены эффективные методы по сбору эмпирических данных для проведения исследования в классе, внедрен трехэтапный цикл «Исследования в действии»;

4)    Обобщен и представлен к публикации (педагогические СМИ) и распространению опыт реализации инновационного проекта;

5) На основе внедряемой модели составлены методические рекомендации для заинтересованных в данном направлении педагогических работников;

6)Разработана эффективная система управления по внедрению инновационной модели.

 

Содержание

Информационная характеристика проекта

  1. Название проекта:

«Внедрение модели развития предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования на основе технологии «Исследование в действии»

  1. Разработчики проекта:

Королик Светлана Иосифовна, директор ГУО «Средняя школа № 36 г. Минска»

Глушакова Ирина Сергеевна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 36 г. Минска»

 

  1. Научное сопровождение проекта:

Радевич Елена Владимировна, начальник центра профессионального развития и инновационного образования ГУО «Академия последипломого образования»

 

  1. Учреждения образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:

1)      ГУО «Средняя школа № 2 г. Столина»;

2)      ГУО «Средняя школа № 64 г. Минска»;

3)      ГУО «Гимназия № 25 г. Минска»;

4)      ГУО «Средняя школа № 9 г. Барановичи;

5)      ГУО «Глубокская районная гимназия»;

6)      ГУО «Средняя школа № 68 г. Минска»;

7)      ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»

8)      ГУО «Средняя школа № 18 г. Пинск»

9)      ГУО «Средняя школа №19 г. Могилёва»

10)    ГУО «Гимназия № 1 г. Солигорска»

11)    ГУО «Средняя школа № 1 г. Ошмяны»

12)    ГУО «Средняя школа № 36 г. Минска»

13)    ГУО «Боровская средняя школа Лепельского района»

14)    ГУО «Средняя школа № 24 г. Минска»

 

  1. Юридический адрес, контактная информация учреждения образования.

222101, г. Минск, ул. Якубова, д. 34

Тел. +37517 3795531

Факс: +37517 3795531

  1. Сроки проведения инновационной деятельности:

2019 -2022 годы

Содержание

Кадровое обеспечение проекта

Руководитель проекта:

Королик Светлана Иосифовна, директор ГУО «Средняя школа № 36 г. Минска»

Участники проекта: Глушакова Ирина Сергеевна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 36 г. Минска», учителя начальной школы 3 человека, учителя- предметники методического объединения естественных наук – 3 человека, учителя – предметники методического объединения иностранных языков - 3 человека, учителя-предметники методического объединения русского и белоруского языков – 4 человека, педагог-психолог.

                                

                                 Материально-техническое обеспечение

 

   3 компьютерных класса, объединенных в локальную сеть с выходом в Интернет; 15 компьютеров, находящихся в свободном доступе педагогов и учащихся; 2 мультимедийных проектора; 6 ноутбуков; 2 интерактивные доски; множительная и копировальня техника; школьный сайт; информационно – библиотечный центр; медиатека, которая включает обучающие компьютерные программы, программы компьютерного тестирования, электронные версии справочников, энциклопедий, словарей, электронные версии учебных и наглядных пособий по отдельным предметам и темам; методический кабинет школы.

 

                                Финансово-экономическое обеспечение

Оплата труда участникам инновационного проекта осуществляется согласно Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.08.2012 № 93 (условия оплаты труда) (1.3. повышение тарифных ставок (окладов) руководителям организаций системы образования (директору (заведующему), одному из заместителей руководителя по основной деятельности) – на 20 процентов, учителям, преподавателям, воспитателям учебных заведений (кроме учреждений высшего образования, отдельных учреждений дополнительного образования взрослых), воспитателям дошкольного образования - на 15 процентов на период осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, проводимой в учреждениях образования в соответствии со статьей 97 Кодекса Республики Беларусь об образовании; учителям, имеющим квалификационную категорию «учитель-методист», - на 15 процентов за внедрение инновационных подходов в образовательную деятельность, участие в работе по повышению квалификации педагогических кадров).

       Стимулирование деятельности педагога-психолога осуществляется из средств учреждения образования.

       Дополнительное финансирование будет осуществляться за счет спонсорской помощи.

       Внедрение инновационного проекта осуществляется за счет бюджетной и внебюджетной деятельности, привлечения спонсорской помощи для приобретения литературы, программно-методических, учебно-методических комплексов, оргтехники.

                                       Формы отчетности

Методические разработки и рекомендации.

Справки по итогам внутреннего контроля.

Материалы диагностических процедур.

Творческие отчеты участников инновационного проекта.

Ежегодные отчеты участников инновационного проекта.

Отчеты научным консультантам.

Итоговый отчет о ходе реализации инновационного проекта.

Содержание

                                                                        

                                                                           УТВЕРЖДАЮ

                                                                           Директор государственного

                                                                           учреждения образования

                                                                           «Средняя школа № 36 г. Минска»

                                                                          _________________С.И. Королик  

                                                                         «_____»________________2019г.

                                  

 

Календарный план реализации инновационного проекта на 2019/2022 учебный год государственного учреждения образования Средняя школа № 36 г.Минска» по теме «Внедрение модели развития предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования на основе технологии «Исследование в действии»

 

Сроки

Мероприятия

Ответственный

Примечание

 

 

 

 

Июль-август

Изучение и обсуждение

нормативных документов и материалов инновационной деятельности

Руководители методических объединений

 

Внесение изменений и дополнений в годовой план школы

Руководство школы

 

Подготовка проекта приказа директора школы «Об организации инновационной деятельности коллектива в 2019/2021 учебном году»

Королик С.И.

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

Собеседование с педагогами по содержанию и характеру их самоопределения на участие в инновационном проекте

Педагог-психолог

 

Инструктивно-методическое совещание с участниками проекта

Все участники проекта

 

Утверждение программы инновационной деятельности

на 2019/2021учебный год

Королик С.И.

 

Методический практикум по ведению документации участникам проекта по определению критериев и показателей успешности

инновационной деятельности каждого педагога

Все участники проекта и руководители МО

 

Утверждение календарного плана мероприятий по реализации программы инновационной деятельности в 2019/2021 учебном году

Руководство школы

 

 

Ноябрь

Собеседования-консультации с участниками проекта по тематике исследовательских работ в соответствии с требованиями инновационной деятельности

Все участники проекта

 

 

 

Диагностика исследовательских умений и компетентности всех участников проекта

Педагог-психолог

 

Изменение графика повышения квалификации и составление планов самообразования и участников проекта

Заместитель директора

 

Диагностика особенностей личностных качеств и процессов восприятия учащихся

Педагоги-психологи

 

Декабрь

Изучение научной литературы по обновлению содержания образования на основе технологии «Исследование в действии»

Все участники проекта

 

Обучающий семинар «Технология «Исследование в действии»

Глушакова И.С.

 

Курсовая подготовка педагогов (по отдельному графику)

Глушакова И.С.

 

 

Январь

Участие во втором этапе республиканской олимпиады и научно-практической конференции учащихся школы

Руководители МО

 

Постоянно действующая педагогическая мастерская «Технология обучения «Исследование в действии»

Скрыт Ю.А., Сулковская Е.И.

 

Круглый стол «Технология исследовательской деятельности учащихся»

Заместители директора по ученой работе

 

Семинар «Пути и механизмы эффективного внедрения модели развития предметно-методических компетенций пеагогов в условиях обновления содержания образования на основе технологии «Исследование в действии»

Глушакова И.С.

 

Проведение открытых уроков педагогами учреждения образования по теме инновационного проекта (по отдельному графику)

Руководители МО, все участники проекта

 

Изучение методической литерауры

Учителя-предметники, администрация

 

Развитие сотрудничества с МГЛУ

Глушакова И.С.

 

Отчеты творческих кластеров (микрогрупп)

Руководители МО

 

Февраль

Постоянно действующая педагогическая мастерская «Технология обучения «Исследование в действии»

Чуевская Т.А., Шейман Е.В.

 

Психологическое исследование

«Профессиональное самосовершенствование в условиях учреждения общего среднего образования»

 

Педагоги-психологи

 

Результативность педагогов по развитию профессиональной компетентности педагогических работников посредством их включения в исследование образовательной практики «Исследование в действии»

Заместитель директора по учебной работе

 

Февраль-март

Участие в третьем этапе исследовательских работ учащихся школы

Руководители МО

 

Психологическое исследование учащихся 5-9-ых классов «Диагностика умственных способностей»

Педагоги-психологи

 

Изучение, обобщение опыта педагогов

Руководители МО

 

Урок физики на основе технологии «Исследование в   действии»

Журова Т.И.

 

Разработка методических рекомендаций, диагностических материалов по теме инновационного проекта

Все участники проекта, руководители МО

 

Апрель

Открытие школьной выставки «Проблемы. Поиск. Решение.»

Заместитель директора по учебной работе

 

Посещение научно-практических конференций в ГИАЦ Минобразования: «Цифровая трансформация образования»

Руководство школы

 

Подготовка и проведение методической недели «Панорама инновационного опыта»

Глушакова И.С.

 

Творческие отчеты педагогов по темам самообразования

Заместитель директора по учебной работе

 

Дни ДРК (диагностики, регулирования, коррекции)

«Изучение степени удовлетворенности участников образовательного процесса условиями, созданными в школе для развития способностей учащихся»

Руководство школы,

педагоги-психологи

 

Май – июнь

Анализ уровня инновационной компетентности участников проекта и активизация психолого-педагогической поддержки

Заместитель директора по учебной работе, педагоги-психологи

 

Тренинг для педагогов по преодолению синдрома хронической усталости

Педагог-психолог

 

Подведение итогов: отчетное заседание методического совета и

творческой группы по теме «Внедрение модели развития предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования на основе технологии «Исследование в действии»

Глушакова И.С.

 

Диагностика исследовательских умений и компетентности всех участников проекта

Педагоги-психологи

 

Психологическая диагностика и изучение интересов и способностей детей

Педагоги-психологи

 

Определение тем самообразования на новый учебный год

Глушакова И.С.

 

Постоянно действующая педагогическая мастерская «Технология обучения «Исследование в действии»

Тюшко Е.Л.

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение самостоятельной подготовки и творческой деятельности

Все участники проекта

 

Индивидуально-групповые консультации по изучению и обобщению опыта инновационной работы

Заместитель

директора по учебной работе

 

Коллективное обсуждение качества обученности учащихся за 2019/2020 учебный год, результатов исследовательской работы педагогов и учащихся.

Изучение и обобщение опыта инновационной деятельности.

Отчеты.

 

Учителя-предметники,

 

 

Заместитель директора по учебной работе

Все участники проекта

 

Заместитель директора по учебной работе                                    И.С. Глушакова

Содержание

Программа реализации проекта

Этапы реализации инновационного проекта

I этап – Подготовительный этап (февраль- март 2019г. – июль 2019г.)

Цель: оценка состояния готовности педагогического коллектива к работе в инновационном режиме.

Содержание работы на этапе:

- самоопределение педагогического коллектива на участие в инновационной работе. Определение проблемного поля, выявление наиболее актуальной и социально- значимой проблемы. Поиск и оценка инновационных идей для ее разрешения.

- исследование, изучение научно-методических источников, результатов экспериментальной деятельности с целью поиска инновационной идеи;

- определение инновационной идеи и формулировка темы инновационного проекта, обоснование актуальности выбранной темы;

- оценка необходимого потенциала и дополнительных ресурсов для осуществления инновационной деятельности;

- мотивация учителей на инновационную деятельность и создание группы участников проекта;

- изучение и анализ литературы, педагогического опыта по теме проекта;

- разработка и оформление проекта «Внедрение модели развития предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования на основе технологии «Исследование в действии»

II этап – Проектировочно-диагностический этап (август 2019г. – февраль 2020г.)

Цель: анализ ресурсного обеспечения; определение и создание оптимальных условий для реализации проекта; разработка комплексно- целевой программы проекта; предотвращение возможных рисков и ограничений.

Содержание работы на этапе:

- определение основных направлений исследований педагогов, форм мониторинга, отчетности, анализа и оформления полученных результатов, коррекции, возможных рисков и путей их преодоления;

- разработка внутришкольной документации, регламентирующей инновационную деятельность учреждения образования;

- издание приказа об организации инновационной деятельности в школе и функциональных обязанностях членов инновационной группы;

- разработка перечня индивидуальных заданий для педагогов, принимающих участие в инновационной деятельности;

- определение задач деятельности, ожидаемый результат каждым участником инновационного проекта;

- установочный семинар для участников проекта по уточнению критериев и показателей эффективности инновационной работы школы и участников проекта, определение направлений исследований педагогов по теме проекта;

- диагностика готовности методической и социально- психологической службы к организации и сопровождению инновационной деятельности;

- выявление уровня мотивации субъектов образовательного процесса к работе в условиях обновления содержания образования на основе технологии «Исследование в действии»;

- анализ уровня обученности учащихся;
- анализ результатов диагностик.

III этап – Практический этап (март 2020г. – июнь 2021г.)

Цель: обеспечение выполнения программы проекта.

Содержание работы на этапе:

-   организация деятельности педагогического коллектива по реализации проекта;

- научно-методическое консультирование, методическое сопровождение всех участников инновационной деятельности;

- проведение психолого-педагогических консилиумов, систематической учебы (семинары, практикумы, консультации и т.п.); рефлексивных и инструктивно-методических совещаний;

- создание условий для интенсификации самообразовательной деятельности педагогов;

- изучение отношения к инновации со стороны учащихся, их родителей и учителей;

- огранизация контроля за осуществлением работы в четком соответствии с программой инновационной деятельности и нормативно-правовыми документами, а также осуществление контроля за ведением обязательной документации в рамках инновационного проекта;

-создание методических формирований педагогов – исследователей по теме проекта;

- разработка и проведение уроков в условиях обновления содержания образования на основе технологии «Исследование в действии»;

- организация посещения и взаимопосещения уроков в рамках проекта; их анализ и обмен опытом;

-поэтапный мониторинг эффективности модели, корректировочные действия;

- участие в семинарах и научно-практических конференциях различного уровня;

- проведение внутришкольных презентаций, конференций, круглых столов, дебатов, олимпиад и творческих конкурсов в рамках проекта;

- наращивание комплекса ресурсов по теме проекта;

- расширение педагогического партнерства в рамках реализации проекта с другими учреждениями общего среднего образования Республики Беларусь;

- итоговый контроль обученности, состояния здоровья учащихся в условиях обновления содержания образования на основе технологии «Исследование в действии»;

IV этап – Обобщающий этап (август 2021г. - июнь 2022г.)

Цель: анализ полученных результатов, оценка опыта инновационной деятельности учреждения образования.

Содержание работы на этапе:

- систематизация документации участников инновационного проекта, материалов диагностики внутреннего контроля;

- самообобщение инновационного опыта педагогами- инноваторами;

- анализ и оценка эффективности внедрения модели развития предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования на основе технологии «Исследование в действии»;

- рефлексивное осмысление всех результатов проекта;

- систематизация и обобщение результатов проекта;

- оформление результатов проекта, подготовка их к экспертизе, составление отчетов всеми участниками проекта;

- проведение итогового семинара, презентация опыта и результатов инновационной деятельности в коллективе;

- выявление направлений и перспектив инновационного развития школы на основе имеющегося опыта в дальнейшем;

- определение форм распространения и трансляции обобщенного эффективного инновационного опыта;

- организация творческих отчетов участников проекта с презентацией результатов инновационной работы. Организация мастер-классов педагогов-инноваторов, достигших высоких результатов в ходе инновационной деятельности;

- обобщение опыта инновационной деятельности коллектива и подготовка публикаций к печати;

- участие в научно-практических конференциях, семинарах, консультациях;
- создание методических рекомендаций по использованию результатов проекта в школе и в других учреждениях образования.

Содержание

«Внедрение модели развития предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования на основе технологии «Исследование в действии»

Обоснование целесообразности реализации данного инновационного проекта (актуальность)

В условиях модернизации образования возрастает роль современной инновационной системы деятельности педагога, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность достижения нового качества образования на основе инновационных проектов по приоритетным направлениям образовательной деятельности.

В докладе «Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь» на Республиканском педагогическом совете, министр образования Республики Беларусь И.В.Карпенко подчеркнул, что вопросы обновления содержания образования по-прежнему остаются на первом месте. А это постоянная работа с учетом динамики научно-технического прогресса над образовательными стандартами, учебными планами и программами, учебниками и учебно-методическими пособиями. Вследствие чего необходимо уделить особое внимание уровню методической культуры педагога, и прежде всего через обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Качество образования нужно оценивать по уровню личностного и социального развития каждого ученика. При этом важно подготовить не отдельных элитных учащихся, а помочь всем в жизненном и профессиональном самоопределении, обеспечить социальную и профессиональную мобильность личности, ее конкурентоспособность в современном мире.

Новая ситуация на рынке требует не только дипломированных специалистов, а и людей, которые способны работать в новых условиях, проявлять активность, ответственность, инициативу.

         По мнению В.А. Гайсёнка, непрерывное качественное профессиональное образование приобрело собственный смысл и ценность в структуре жизненных интересов человека. «Образование в течение всей жизни» становится не просто лозунгом, а руководством, обеспечивающим жизненный успех каждого человека, что подтверждается результатами многих исследований в разных странах, говорящих о влиянии непрерывного образования взрослого населения на увеличение экономического роста и доходов на душу населения.

           С.Г.Вершловский утверждает, что взрослый обучающийся должен понимать необходимость продолжения своего обучения в связи с тем, что существует диспропорция между его реальным уровнем знаний и необходимым для успеха в профессиональной деятельности.

«Мир сегодня награждает людей не за то, что они знают, а за то, как они могут использовать то, что знают. Поэтому актуальными становятся разные комбинации знаний» - отмечает главный куратор PISA Андреас Шляйхер.

Таким образом, роль учителя в современном образовании очень значима, так как именно учитель решает сложнейшую задачу – подготовка специалиста нового типа. Для реализации поставленных задач необходим учитель новой формации, к которому предъявляются особые требования. Педагог должен обладать предметно-методическими компетенциями, которые предполагают совокупность знаний в области преподаваемого предмета, уровень ориентации в современных исследованиях, владение методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу, отслеживать динамику развития ребёнка, поддерживать высокую мотивацию к предмету, умения реализовывать деятельностные подходы к обучению и умения организовать работу учащихся с учётом их реальных учебных возможностей. Развитию профессиональных компетенций педагога способствует непрерывное качественное образование, обеспечивающее профессиональный успех. Тем не менее, как отмечает О.Н.Хижнякова, практика показывает, что процент учителей, применяющих в своей практике хорошо освоенные в процессе повышения квалификации, обучающих курсов новые педагогические технологии, методики и подходы очень низок. Более того, как показали исследования, проведенные учеными (Б. Блум, Р. Брот), наблюдается стойкая тенденция к постепенному прекращению применения этих технологий. Так, через год после освоения содержания программ повышения квалификации только 5 % учителей продолжали активно использовать в своей практике все то, чему их обучали. Основной причиной такого положения дел является сложность перехода от традиционных методов и форм организации образовательного процесса к исследовательским, продуктивным, новым подходам к организации учебной деятельности обучающихся в соответствии с ее структурными компонентами и субъектной позицией ребенка в процессе усвоения новых знаний и способов деятельности. Проблемным остается для некоторых педагогов взаимосвязь теоретических знаний и практических аспектов учебного материала, что приводит к отрывочному, бессистемному использованию отдельных методов и приемов в педагогической практике.

По мнению доктора педагогических наук, профессора НИУ ВШЭ, главного редактора журнала «Директор школы» К.М. Ушакова, задача школы, если она ставит перед собой цель дать качественное образование каждому,– максимально выровнять уровень профессионализма учителей. Но это задача не решается только путем повышения квалификации. Необходимо создать условия для свободного, многовекторного, личностно ориентированного и востребованного профессионального роста учителя, как в системе дополнительного образования взрослых, так и в условиях учреждения образования.Работа учителя практическая, и для того, чтобы улучшить свою педагогическую практику, важно наблюдать за тем, что делают другие педагоги, постоянно следить, что происходит с детьми на уроках, используя при этом, методы исследовательского поиска. По итогам исследования, проведенного в российских школах, было обнаружено, что в целом между педагогами в школах мало качественных взаимных профессиональных связей, учителя профессионально одиноки, редко учатся друг у друга (Е.Н.Куксо «Миссия выполнима»). В связи с этим возникает вопрос: как решить эту проблему, как построить недостающие профессиональные связи? Как создать у учителей привычку целенаправленно обмениваться опытом?

Для подготовки и осуществления педагогическими работниками исследовательской деятельности, нацеленной на совершенствование навыков рефлексивного мышления о своей практике, планирования процессов преподавания необходим системный подход, связанный не только с прогностическим проектированием содержания методической работы в данном направлении, но и моделированием эффективных управленческих структур на уровне учреждения общего среднего образования. Однако, сложившаяся за долгие годы система методической работы в школе не всегда отвечает вызовам современного динамично меняющегося образования.

Таким образом, необходима эффективная модель совершенствования профессионального мастерства педагога в условиях новой образовательной ситуации, которая будет способствовать формированию готовности к профессиональной творческой самореализации, диагностике профессиональных потребностей учителей, совершенствованию процесса обучения и методической работы.

Помочь в решении данной проблемы может технология «Исследование в действии». Это педагогическая технология, которая предполагает особую форму исследования на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики.

Данная технология имеет свои отличительные черты: во-первых, «Исследование в действии» является длительным и циклическим процессом, где проводится «исследование урока» как самим педагогом, так и командой учителей. Во-вторых, она носит практико-исследовательский характер, который направлен на положительную динамику, изменение и улучшение планирования и проведения уроков, переосмысление педагогической практики. В-третьих, это командная работа, где группа заинтересованных учителей (3-6) проводит исследование актуальной проблемы в обучении в определенном классе на протяжении трех циклов уроков-исследований. Решая одну проблему, команда сталкивается с другой проблемой, стремится искать пути их решения, совместно обдумывая, размышляя, анализируя, подводит итоги. В этом и заключается непрерывный отличительный характер исследования.

В-четвертых, в период трех циклов исследования в действии особое внимание уделяется систематизации и анализу сбора данных, которые служат источником обсуждения и анализа для конкретной рефлексии и получения реальных результатов. В-пятых, весь процесс урока-исследования в трех циклах фиксируется в протокол в целях публикации и распространения накопленного опыта работы.

Использование технологии «Исследование в действии» будет способствовать развитию предметно-методических компетенций педагогов посредством обмена опытом работы, коллективного поиска выхода из образовательных проблемных ситуаций, использования новых педагогических методик, отслеживание эффекта их влияния на развитие

Е. Н. Куксо отмечает, что в результате исследования, проведенного в нескольких сотнях российских школбыло обнаружено, что в целом между педагогами в школах мало качественных взаимных профессиональных связей. То есть учителя в массе своей профессионально одиноки, редко учатся друг у друга. В связи с этим возникает вопрос: как решить эту проблему, как построить недостающие профессиональные связи? Как создать у учителей привычку целенаправленно обмениваться опытом?

При использовании методического подхода «Исследование в действии» учитель начинает мыслить по-другому. Если он перенимает исследовательский подход к преподаванию и делает акцент на том, как дети учатся, он начинает расти профессионально, причем постоянно.

Противоречия

Анализ научно-методических исследований выявил противоречия между:

1)    современными требованиями к способностипедагогавыступать субъектом постоянного личностно-профессионального развития и недостаточной разработанностью научно-методических и организационных подходов, способных обеспечить развитие этой характеристики в условии современного учреждения образования;

2)    новыми вызовами и требованиями современного общества к постоянному повышению профессиональной компетенции педагога на основе практико-исследовательского подхода, совместной деятельности педагогов по улучшению качества преподавания, повышению академической успеваемости учащихся и устоявшейся, мало динамичной системой методической работы школы;

3)    практикой повышения квалификациипедагогов в системе дополнительного образования взрослых как непрерывным процессом приобретения профессиональных компетенций и переносом профессионального опыта, приобретенного в процессе реализации программ повышения квалификации педагогов, в реальный образовательный процесс учреждения образования;

4)    необходимостью создания условий для свободного, многовекторного, личностно ориентированного и востребованного профессионального роста учителя, актуализацией и многоаспектной диссеминацией его опытаи недостаточно разработанным комплексом научно-методических инструментов для оказанияпрофессиональной поддержки педагогам в организации процесса исследования собственной образовательной практики;

5)    стремлением педагога глубже разбираться в себе как субъекте профессиональной деятельности и недостаточно развитым механизмом саморефлексии; между уровнем профессиональных компетенций педагога и новыми проблемными задачами, выдвигаемыми самой личностью в процессе своего развития.

Таким образом, несмотря на многочисленные научные разработки, проблема профессионального совершенствования педагогов на основе технологии «Исследование в действии» в условиях учреждения образования остается недостаточно исследована с точки зрения разработки, внедрения и мониторинга комплекса научно-методических инструментов для оказания профессиональной поддержки педагогам в организации процесса исследования собственной образовательной практики, развитии способности эффективного взаимодействия с коллегами, поиске оптимальных методов, подходов и форм для постоянного профессионального развития.

Осуществленный нами анализ деятельности педагогического коллектива школы №36 свидетельствует о том, что в нашем учреждении образования сложились определенные образцы опыта по развитию исследовательской компетенции педагогов:

27% педагогов школы имеют положительный опыт в организации иследовательской и проектной деятельности учащихся (участие в научно-практических конференциях, организации проектной деятельности учащихся);

15% педагогов имеют публикации в республиканских и областных изданиях;

в школе осуществляет деятельность творческая группа «Пути и методы повышения мотивации учащихся к исследовательской и проектной деятельности»;

учреждение образования являлось республиканской экспериментальной площадкой по осуществлению республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования».

Вместе с тем, анализ диагностики профессиональных затруднений педагогов определил следующие проблемы:

32% педагогов испытывают трудности при вычленении проблемы исследования, постановки целей и задач, 31% - аргументирование проблемы исследования, 25% - в осмыслении полученных результатов. Кроме того, 28% педагогов затрудняются проводить рефлексию своей педагогической деятельности, 38% - проводить поэтапное планирование исследовательской деятельности.

Таким образом, педагоги школы в большей степени владеют навыками организации исследовательской деятельности учащихся, однако, для постоянного улучшения качества преподавания, педагогам необходимо овладеть самостоятельным научно-педагогическим поиском.

Отсюда определен выбор темы проекта «Внедрение модели развития предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования на основе технологии «Исследование в действии»», которыйобусловлен следующими противоречиями между:

1) современными требованиями к способности педагога выступать субъектом постоянного личностно-профессионального развития и недостаточной разработанностью научно-методических и организационных подходов, способных обеспечить развитие этой характеристики в условии современного учреждения образования;

2) новыми вызовами и требованиями современного общества к постоянному повышению профессиональной компетенции педагога на основе практико-исследовательского подхода, совместной деятельности педагогов по улучшению качества преподавания, повышению академической успеваемости учащихся и устоявшейся, недостаточно динамичной системой методической работы школы;

3) практикой повышения квалификации педагогов в системе дополнительного образования взрослых как непрерывным процессом приобретения профессиональных компетенций и переносом профессионального опыта, приобретенного в процессе реализации программ повышения квалификации педагогов, в реальный образовательный процесс учреждения образования;

4) необходимостью создания условий для свободного, многовекторного, личностно ориентированного и востребованного профессионального роста учителя, актуализацией и многоаспектной диссеминацией его опыта и недостаточно разработанным комплексом научно-методических инструментов для оказания профессиональной поддержки педагогам в организации процесса исследования собственной образовательной практики;

5) стремлением педагога глубже разбираться в себе как субъекте профессиональной деятельности и недостаточно развитым механизмом саморефлексии;

6) необходимостью оценки динамики развития педагогических умений, направленных на освоение технологии «Исследование в действии» и недостаточно разработанными методическими подходами мониторинга.

Содержание

Разделы сайта