Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное расстояние
Цвет сайта
A A A A
Изображения
Дополнительно

Семинар-практикум «Метапредметные компетенции при организации профильного обучения и допрофильнй подготовки в учреждении образования»

В рамках методической учебы в школе был проведен семинар-практикум (подробнее)

«Метапредметные компетенции при организации профильного обучения и допрофильнй подготовки в учреждении образования»

Вкратце теоретическую часть семинара можно посмотреть здесь: 

Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования нацеливает общеобразовательные учреждения на формирование у учащихся универсальных знаний, целостного восприятия окружающего мира, на развитие их творческого и критического мышления, на создание условий для саморазвития и самореализации личности.

     В данном контексте указывается на значимость достижения в образовательном процессе метапредметного результата, под которым понимают «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способа деятельности, применимого как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях» .

В этом аспекте метапредметные знания как осознанный и осмысленный результат познавательной деятельности рассматриваются, как умения старшеклассников использовать обобщенные способы деятельности для получения и применения знаний, решать нестандартные проблемы, как готовность к сотрудничеству, к командной деятельности. Метапредметный характер таких знаний, умений заключается в том, что они обеспечивают формирование целостной картины мира ученика, целостность его развития и саморазвития, регуляцию его деятельности, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Особым потенциалом решения данной проблемы обладает профильная дифференциация обучения. Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность реализации различных комбинаций учебных предметов, что обеспечивает гибкость и вариативность такого обучения, а также интеграцию полученных знаний, их систематизацию и метапредметность. Но, несмотря на наличие научных исследований, посвященных вопросам профильного обучения, в настоящее время недостаточно разработаны пути и подходы, обеспечивающие формирование метапредметных знаний старшеклассников в условиях профильного обучения.

Итак, метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности,  применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Кардинально меняется роль учителя на уроке, из транслятора знаний он превращается в организатора учебного процесса, помощника и советчика детей. Метапредметная связь на уроке – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.

Метапредметные цели:  обосновать и сформулировать метапредметные цели   мало – необходимо создать учебную ситуацию, где обозначенные метапредметные цели можно будет реализовать.

Что нужно изменить учителю в своей деятельности, чтобы на уроках эффективно развивать метапредметные умения? С чего начать?

Разумеется, что решение этого непростого вопроса  следует начать с анализа своего методического багажа и личного ресурса. Какова может быть последовательность задач, которые помогут провести анализ собственного педагогического багажа:

-для того чтобы работать профессионально, нужно поставить реальные цели, то есть ответить на вопрос: «Какие метапредметные умения я развиваю у детей на этом уроке?»

- для того чтобы поставить реальные цели в соответствии с возрастом ребенка, нужно разобраться, что же это такое – метапредметные умения, то есть иметь представление о сути тех или иных умений и понятий;

- для того чтобы реализовать свои профессиональные задачи, нужно знать, как я могу это реализовать, то есть  нужно найти, освоить или создать метод;

- для того чтобы эффективно развивать эти умения,  нужно посмотреть на ресурсы каждого предмета: найти тот материал, на котором можно будет сделать все наиболее органично для ребенка, то есть нужно провести анализ развивающих ресурсов предмета и урока;

- для того чтобы реализовать все это, нужно честно и самокритично проанализировать свои профессиональные возможности, то есть оценить себя как специалиста и ответить, какие дополнительные знания и профессиональные умения необходимо освоить, чтобы решать новые задачи.

Педагог должен четко видеть перспективы развития каждого ребёнка и коллектива в целом. Учитель каждую минуту должен быть готов к импровизации, неожиданным поворотам на уроке. Несомненно, он должен прекрасно владеть учебным материалом и стремиться к знаниям, быть в постоянном поиске методических приёмов, обеспечивающих развивающее обучение. Наставник детей должен владеть самоанализом, адекватной самооценкой, должен уметь корректировать результаты своей деятельности.  Всю особенность учебного процесса можно понять и прочувствовать лишь через собственный опыт работы.

Уважаемые коллеги, сейчас каждый сам себе задаст вопрос : Могу ли я сходу прокомментировать ответ ученика, проанализировать ситуацию, исправить и поправить учащегося……

если не пошел ваш план (дети не подержали наши предложения на уроке, как мы выходим из положения???? Это говорит о том, что если план А не сработал, у вас в запасе должен быть план Б, В., Г.…..

 

Практическая часть семинара являла собой поэтапное включение всех педагогов в процесс разработки метапредметных заданий согласно видам метапредметных компетенций.

Практическая часть прилагается.

После просмотра мультфильма «Маша и медведь», а конкретно серии «Маша и каша» педагогам в группах было предложено найти, охарактеризовать и прокомментировать наличие тех или иных видов метапредметных компетенций и прокомментировать, как бы педагоги внедрили их в свою работу на учебном занятии.

Архив семинара (rar/39Mb) Просмотерть

Разделы сайта